О различном законодательном закреплении процессуальных обязанностей следователя в России и в Казахстане

Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука. № 4 (94). 2016.
АвторФурлет Сергей Петровичадвокат коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

Аннотация: Сравниваются нормы уголовно-процессуальных кодексов Российской Федерации и Республики Казахстан, устанавливающие процессуальные обязанности следователя при расследовании им уголовного дела. Выявлены существенные различия в законодательной регламентации порядка осуществления уголовного судопроизводства, напрямую влияющие на юридическую технику возложения на следователя конкретных процессуальных обязанностей, их содержание и объём.

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Казахстан, уголовное судопроизводство, Уголовно-процессуальный кодекс, следователь

Annotation: The article considers the detail analysis of comparative study of the regulations of the Criminal Procedural Codes of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, which establish the procedural responsibilities of an investigator. The author represents the sufficient differences of legislative regulation of the duties, which influenced on the judicial technics of placing to an investigator the procedural duties, their content and scope.

Key words: the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, criminal procedure, legislation, determined the criminal procedure, procedural duties of an investigator.

Согласно Уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан следователем является должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие (досудебное расследование) по уголовному делу. Права и обязанности следователя установлены законами, определяющими порядок осуществления уголовного судопроизводства, закреплённого уголовно-процессуальными кодексах РФ и РК. Указанные права и обязанности регламентированы в них по-разному.

В России и в Казахстане Конституция РФ и соответственно Конституция РК имеют высшую юридическую силу и прямое действие, однако это по-разному закреплено в УПК РФ и в УПК РК .

Согласно ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории РФ устанавливается УПК РФ, основанным на Конституции РФ. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, являются составной частью законодательства РФ, регулирующего уголовное судопроизводство. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены УПК РФ, то применяются правила международного договора.

По ст. 1 УПК РК порядок уголовного судопроизводства на территории РК определяется: Конституцией РК, конституционными законами, УПК РК, общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями иных законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, подлежащих включению в УПК РК, в соответствии с Перечнем нормативных правовых актов, необходимых для реализации УПК РК от 04 июля 2014г. и Закона РК от 04 июля 2014г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства», международными договорами и иными обязательствами РК, нормативными постановлениями Конституционного Совета и Верховного суда РК, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, являющихся составной частью уголовно-процессуального права.

Очевидны значительные различия в законодательном закреплении законов, определяющих порядок осуществления уголовного судопроизводства в РФ и РК:

1) в России указанный порядок установлен УПК РФ, основанным, как предлагается, на нормах Конституции РФ, а в Казахстане — непосредственно, и в-первую очередь, нормами Конституции РК и только потом нормами УПК РК;

2) в Казахстане порядок осуществления уголовного судопроизводства определяется, в том числе, конституционными законами РК, а в России федеральные конституционные законы в определении этого порядка не участвуют;

3) в России постановления Конституционного Суда РФ и постановления Пленумов Верховного Суда РФ не входят в систему источников права и не закрепляют порядок осуществления уголовного судопроизводства, а в Казахстане нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного суда Республики включены в систему источников права, напрямую определяют порядок осуществления уголовного судопроизводства и после их официального опубликования являются общеобязательными.

Неурегулированность в УПК РФ перечня законов, определяющих порядок осуществления уголовного судопроизводства имеет самые негативные последствия для правоприменительной практики, которые выражаются в том, что многие российские следователи при расследовании уголовных дел игнорируют требования Конституции РФ и некоторых федеральных законов, имеющих непосредственное отношение к порядку осуществления уголовного судопроизводства. В частности, это Федеральные законы: «О государственной судебно-экспертной деятельности», «О бухгалтерском учёте», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и др.

Например, согласно п. 5 ч. 3 ст. 31 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» совет адвокатской палаты субъекта РФ имеет исключительное, т. е. принадлежащее только ему, право определять порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда. Однако многие российские следователи абсолютно безнаказанно, по-своему трактуя нормы ч. 3 ст. 16, ч. ч. 2 — 5 ст. 50, ч. 3 ст. 51 УПК РФ об обеспечении обязательного участия защитника в уголовном процессе должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу, стали незаконно осуществлять практику личного участия в определении (назначении) конкретного, чаще всего, «своего» адвоката в качестве защитника по делам, находящимся в их производстве. Незаконная деятельность «карманных адвокатов» содействовала коррупции в российском уголовном судопроизводстве.

Такое непродуманное установление в УПК РФ источников, определяющих порядок осуществления уголовного судопроизводства обусловило и другие особенности возложения на российского следователя конкретных процессуальных обязанностей, а также объём и содержание этих обязанностей.

Юридическая техника возложения на следователя процессуальных обязанностей

В России правовой статус следователя как участника уголовного судопроизводства, в основном установлен ст. 38 УПК РФ, которая, впрочем, регламентирует только его права. Обязанности же закреплённы в нормах, которые содержатся в различных статьях, главах и разделах УПК РФ.

Правовое положение казахстанского следователя определено ст. 60 УПК РК, в которой помимо прав предусмотрены его основные процессуальные обязанности, а именно:

• принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела;
• осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему в соответствии с УПК РК меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описанием собранных доказательств;
• в случаях, предусмотренных УПК РК, уведомлять прокурора об установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение;
• принимать меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия;
• принимать меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц.

Другие процессуальные обязанности казахстанского следователя, как и российского, «разбросаны» по разделам, главам и статьям УПК РК.

Объём установленных обязанностей

Сравнительный анализ всех предусмотренных УПК РФ и УПК РК процессуальных обязанностей следователей свидетельствует о том, что казахстанские законодатели возложили на своего следователя значительно больше таких обязанностей, чем их российские коллеги на следователя РФ. Перечислим обязанности казахстанского следователя при расследовании каждого уголовного дела.

В сфере соблюдения законности:

точно соблюдать требования Конституции РК, конституционных законов, положения иных законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства и подлежащих включению в УПК РК, в соответствии с Перечнем нормативных правовых актов, необходимых для реализации УПК РК и Закона РК от 04 июля 2014г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства» (ч.1 ст. 10 УПК РК);

до получения от лиц, обладающих государственными секретами или охраняемой законом тайны, обязан «в протоколе соответствующего процессуального действия сделать запись и ознакомить с нею под роспись лицо о необходимости получения от него указанных сведений, исключительно для производства по уголовному делу и о сохранении в отношении полученных сведений конфиденциальности в порядке, предусмотренном законом» (ч.2 ст. 47 УПК РК).

При производстве расследования:

доказывать виновность лица в совершении уголовного правонарушения и опровергать его доводов в свою защиту;

выявлять фактические данные, на основе которых устанавливать обстоятельства, имеющие значение для дела;

выяснять все уличающие и оправдывающие подозреваемого (обвиняемого) обстоятельства, проверять все заявления о невиновности или меньшей степени виновности лица, о наличии доказательств, оправдывающих подозреваемого (обвиняемого), а также о применении недозволенных методов следствия при собирании и закреплении доказательств;

при прекращении уголовного дела и при наличии в действиях лица признаков административного или дисциплинарного (коррупционного) правонарушения в течение 10 суток направить в уполномоченные органы (должностным лицам) материалы для решения вопроса о привлечении к административной или дисциплинарной ответственности;

принимать от стороны, иных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций предметы и документы, которые, по их мнению, могут иметь значение для дела, осмотреть их в порядке, установленном УПК РК; если они не имеют значение для дела — возвратить их по принадлежности, а если они имеют значение вещественных доказательств, оставить их при деле и выдать лицу, их представившему копию протокола осмотра, заверенную своей подписью.

По отношению ко всем участникам уголовного процесса:

охранять права и свободы граждан, участвующих в уголовном процессе, создавать условия для их осуществления, принимать своевременные меры к удовлетворению законных требований участников уголовного процесса;

обеспечивать каждому право на неприкосновенность частной (личной и семейной) жизни;

независимо от принятия мер безопасности, при наличии к тому оснований, начать досудебное расследование в связи с обнаружившейся угрозой совершения, запрещенного уголовным законом деяния в отношении потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, другого лица, участвующего в уголовном судопроизводстве;

удовлетворять заявленные ходатайства, если они способствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, обеспечению прав и законных интересов участников процесса или других лиц;

оказывать содействие стороне в обеспечении явки специалистов или свидетелей, о допросе которых она ходатайствует, в том числе с применением предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

рассматривать в срок не более трёх суток с момента получения, поданные заявления (ходатайства) лиц, не являющихся участниками уголовного процесса о признании их подозреваемыми, потерпевшими, частными обвинителями, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками, их законными представителями и представителями и немедленно уведомлять их о принятом решении, посредством направления им копий соответствующих постановлений;

повторно разъяснить участнику уголовного процессе его права и обязанности по его просьбе;

сообщить участникам процесса фамилии лиц, которым может быть заявлен отвод, и другие необходимые данные о них;

при намерении участника процесса, после ознакомления с материалами уголовного дела изложить своё ходатайство в письменном виде — представить ему необходимое время для подготовки (не более трёх суток), о чём сделать отметку в протоколе об ознакомлении;

в случае полного или частичного отказа в удовлетворении заявленных после ознакомления с материалами дела ходатайств лица — вынести соответствующее постановление, копию которого в течение суток вручить лицу, заявившему ходатайство, лично или направить ему через доступные средства связи.

По отношению к потерпевшему:

обеспечить потерпевшему доступ к правосудию и принять меры к возмещению вреда, причиненного уголовным правонарушением;

разъяснить потерпевшему право на предъявление гражданского иска в уголовном процессе и обеспечить возмещение имущественного вреда, причиненного уголовным правонарушением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в уголовном процессе, включая расходы на представителя, по правилам, установленным УПК РК.

По отношению к свидетелю:

обязательно назначить и провести экспертизу, если по делу необходимо установить психическое или физическое состояние свидетеля в случае, когда возникают сомнения по поводу его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания.

По отношению к подозреваемому (обвиняемому):

немедленно сообщать каждому задержанному основания задержания, а также то, в совершении какого, предусмотренного уголовным законом деяния он подозревается;
принимать меры к реабилитации невиновного;

разъяснить подозреваемому (обвиняемому) его права и обеспечить ему возможность защищаться от подозрения (обвинения) всеми не запрещенными законом средствами, а также принять меры к охране его личных и имущественных прав.

найдя подозрение необоснованным, незамедлительно принять меры к отмене применённых в отношении подозреваемого мер процессуального принуждения в порядке УПК РК;

безотлагательно уведомлять подозреваемого о принятых процессуальных решениях, затрагивающих его права и законные интересы, за исключением вопросов, касающихся негласных следственных действий, и представлять ему их копии.

безотлагательно уведомлять о задержании конкретного лица по указанному им телефону по месту жительства или по месту работы задержанного о месте его содержания, если такое уведомление, сделанное самим задержанным, может воспрепятствовать досудебному расследованию; безотлагательно уведомить кого-либо из совершеннолетних членов его семьи, а при отсутствии их — других родственников или близких лиц или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому;

направлять в государственные органы социальной помощи, опеки и попечительства поручения об организации присмотра, ухода и временного помещения в государственные органы социальной помощи или медицинские организации несовершеннолетних, а также нетрудоспособных лиц, оставшиеся в результате содержания под стражей родителя или кормильца, а равно других действий органа, ведущего уголовный процесс, без присмотра, ухода и средств к существованию, а также направлять поручения об организации присмотра, ухода за указанными лицами;
направлять в государственные органы и организации поручения об организации присмотр за имуществом лица, содержащегося под стражей и ухода за принадлежащими ему животными, по его просьбе и за его счёт.

По отношению к защитнику:

приглашать другого защитника или принимать меры к назначению защитника только через профессиональную организацию адвокатов или её структурные подразделения;
обязательно приобщать к материалам уголовного дела собранные и представленные защитником предметы, документы и иные данные, необходимые ему для оказания юридической помощи;

заблаговременно извещать адвоката-защитника, о времени и месте производства процессуального действия с участием подзащитного;

предъявить подозреваемому и его защитнику все материалы дела (за исключением списка обвинения), которые должны быть подшиты, пронумерованы, внесены в опись листов дела, прошнурованы и скреплены печатью соответствующего следственного органа.

Объём установленных запретов

Как известно, следователи обеспечивают законность, своевременность и качество предварительного следствия не только осуществлением своих полномочий, исполнением возложенных процессуальных обязанностей, но и соблюдением установленных законом запретов на совершение конкретных действий или принятие определённых решений. В связи с этим, казахстанскому следователю, при расследовании уголовного дела запрещено:

— собирать, использовать и распространять сведения о частной жизни, а также сведения личного характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайне для целей, не предусмотренных УПК РК (ч.1 ст. 13 УПК РК);

— понуждать подозреваемого (обвиняемого) к даче показаний, представлению органам уголовного преследования каких-либо материалов, оказанию им какого бы то ни было содействия (ч.5 ст. 26 УПК РК);

— рекомендовать пригласить в качестве защитника определённое лицо (ч. 3 ст. 68, ч. 2 ст. 76 УПК РК);

— отказать в удовлетворении ходатайства о допросе специалистов или свидетелей, явка которых обеспечена сторонами (ч. 5 ст. 99 УПК РК);
проводить негласные следственные действия в отношении адвокатов, осуществляющих профессиональную помощь, за исключением случаев, когда имеются основания полагать, что ими готовится или совершено тяжкое, или особо тяжкое преступление (ч. 8 ст. 232 УПК РК).

Если бы на российских следователей законодательно были возложены указанные процессуальные обязанности и если бы для них были установлены такие же запреты, качество расследования уголовных дел стало бы совсем другим.

Президенту РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015г. не пришлось бы говорить о том, что за 2014г. следственными органами РФ было возбуждено почти 200 тыс. уголовных дел по так называемым экономическим составам, причём до суда дошли 46 тыс., ещё 15 тысяч «развалилось» в суде, а большинство предпринимателей (83%), на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес (т.е. их «попрессовали, обобрали и отпустили»).

Цифры, озвученные главой государства, могут означать, что должностные лица органов предварительного следствия допустили в 2014г. допустили не менее 169 тыс. фактов привлечения заведомо невиновных к уголовной ответственности. Неужели законодатели так не поставят надёжный заслон самой возможности нарушения российскими правоохранителями требований Конституции и других законов?

 

Facebooktwitterlinkedinmailby feather