Опубликовано: Эж-Юрист. №29. 2013
Автор: Сергей Фурлет, адвокат Оренбургской областной коллеги адвокатов.
Самозащита – право человека, возникшее задолго до образования государства. Сейчас это комплексный правовой инструмент, в котором сосредоточены нормы различных отраслей права. Как соотечественникам, проживающим в государствах СНГ реализовать это право?
В разных странах разный порядок закрепления этого права
Самозащита прав – это совокупность разрешаемых, признаваемых или не запрещаемых государством действий самого человека по обоснованному и законному предупреждению, пресечению и отражению допущенных в отношении него нарушений, а также восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Право на самозащиту своих прав гражданами страны, иностранцами и лицами без гражданства по-разному регламентировано в национальных законодательствах государств – участников СНГ.
По порядку закрепления данного права в национальных законодательствах государств СНГ они условно подразделяются на три группы.
Первая группа государств – это государства, в которых это право для всех закреплено в Конституции и Уголовно-процессуальном кодексе (УПК). К ним относятся: Азербайджан, Армения, Молдова и Украина. В этих странах данное право для наших соотечественников является и конституционным, и процессуальным.
Так, согласно п. I ст. 26 Конституции Азербайджанской Республики (АР) каждый вправе защищать не запрещенными законом способами и средствами свои права и свободы, а согласно ст. 12.3. УПК АР в ходе уголовного процесса каждый имеет право защищать свои закрепленные Конституцией права и обязанности всеми не запрещенными законодательством способами и средствами.
Кроме того, ст. 100 УПК АР прямо указывает на то, что все достигшие совершеннолетия участники уголовного процесса, кроме недееспособных, могут самостоятельно осуществлять свои права, предусмотренные настоящим Кодексом.
Статья 18 Конституции Республики Армения (РА) гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод всеми средствами, не запрещенными законом, а ч. 5 ст. 9 УПК РА также содержит данную конституционную норму.
Часть 2 ст. 26 Конституции Республики Молдова (РМ) предоставляет каждому человеку право самостоятельно реагировать законными способами на нарушение своих прав и свобод, а ч. 14 ст. 10 УПК РМ закрепляет за любым лицом право защищать всеми не запрещенными законом средствами свои права, свободы и человеческое достоинство, незаконно ущемленные или ограниченные в ходе уголовного судопроизводства.
В соответствии со ст. 55 Конституции Украины каждый имеет право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств, а согласно ч. 3 ст. 11 УПК Украины каждый имеет право защищать всеми средствами, которые не запрещены законом свое человеческое достоинство, права, свободы и интересы, нарушенные при осуществлении уголовного судопроизводства.
Во вторую группу входят государства, в которых данное право для всех закреплено в Конституции, а для отдельных участников уголовного процесса – в УПК. Такими государствами являются Казахстан и Кыргызстан.
Согласно ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Казахстан (РК), каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. Пункт 22 ч. 6 ст. 75 УПК РК наделяет потерпевшего правом защищать свои права и законные интересы иными способами, не противоречащими закону, а ч. 1 ст. 26 УПК РК предоставляет подозреваемому и обвиняемому возможность осуществлять свое право на защиту лично и /или с помощью защитника, иных лиц в порядке, установленном УПК РК.
На основании ст. 18 и ч. 2 ст. 40 Конституции Кыргызской Республики (КР) каждый вправе осуществлять любые действия и деятельность, кроме запрещенных Конституцией и законами, и вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 УПК КР потерпевший, а в случае его смерти или неспособности по возрасту или состоянию здоровья выражать свою волю в уголовном судопроизводстве любой из его совершеннолетних близких родственников, имеет право участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, а по делам частного обвинения – выдвигать и поддерживать обвинение против соответствующего лица. Отказ прокурора от обвинения не лишает потерпевшего права поддерживать обвинение.
К третьей группе относятся государства, в Конституциях которых это право не закреплено, но предоставлено отдельным участникам уголовного процесса в УПК. К таким странам относятся Беларусь, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Так, согласно ч. 1, 2 ст. 17 УПК Республики Беларусь (РБ) подозреваемый, обвиняемый имеют право на свою защиту как лично, так и с помощью защитника, а органы уголовного преследования и суд обязаны разъяснить им их права, а также обеспечить возможность защищаться установленными законом средствами и способами. Кроме того, они обязаны обеспечить охрану их личных и имущественных прав.
Часть 2 ст. 22 УПК Республики Таджикистан (РТ) предоставляет задержанному, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому и осужденному право пользоваться защитой от обвинения лично, а также посредством участия защитника или своего законного представителя.
Потерпевший имеет возможность пользоваться правами, предоставленными ему ч. 2 ст. 42 УПК РТ, и иными, предусмотренными данным Кодексом (ч. 7 ст. 42 УПК РТ).
Статья 24 УПК Туркменистана закрепляет право подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного и оправданного на защиту, которую они могут осуществлять лично или с помощью иных лиц. Дознаватель, следователь, прокурор и судья обязаны создать вышеуказанным участникам уголовного судопроизводства возможность защищаться установленными законом средствами и способами от предъявленных им обвинений и обеспечить им охрану личных и имущественных прав.
Права потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков на защиту своих прав и законных интересов предусмотрены ч. 4 ст. 86, ч. 3 ст. 87, ч. 3 ст. 88 УПК Туркменистана.
Согласно ст. 24 УПК Республики Узбекистан (РУз) подозреваемому, обвиняемому и подсудимому предоставляется право на защиту, которое реализуется обязанностью дознавателя, следователя, прокурора и судьи обеспечить им разъяснение предоставленных прав и принять меры к тому, чтобы они имели фактическую возможность использовать все предусмотренные законом средства и способы для защиты от предъявленного им обвинения.
Права потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков на защиту своих прав и законных интересов предусмотрены ст. 55, 57, 59 УПК РУз.
Таким образом, российские соотечественники, проживающие в любой стране СНГ и ставшие участниками уголовного судопроизводства в стране своего проживания, имеют конституционные и/или процессуальные возможности на осуществление самозащиты, то есть отстаивание и восстановление своих нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Результативность осуществления самозащиты соотечественниками, проживающими в странах СНГ, во многом зависит от наличия у них некоторых иных прав, непосредственно связанных с самозащитой. Таких, например, как право на пользование русским, родным (понятным) языком; на получение в государственных органах сведений о себе, на свидетельский иммунитет.
Пользование родным языком
При осуществлении самозащиты своих прав необходимо знать о том, что в каждом государстве СНГ правовой статус и режим использования русского языка регламентированы неодинаково. Печально, что этого не знают даже некоторые российские депутаты, которые годами «трудятся» над правильным разрешением «соотечественной» проблематики в государствах постсоветского пространства.
В Белоруссии русский язык является вторым государственным языком (ст. 17 Конституции РБ), в Таджикистане – языком межнационального общения (ст. 2 Конституции РТ), в Киргизии – официально употребляемым языком (ст. 10 Конституции КР), в Казахстане – официально употребляемым в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с государственным казахским языком (ч. 2 ст. 7 Конституции РК).
В Молдавии русский язык имеет статус признаваемого, охраняемого государством и имеющего право на его сохранение, развитие и функционирование наряду с другими используемыми на территории страны языками (ч. 2 ст. 13 Конституции РМ).
В конституциях Азербайджана, Армении, Туркменистана, Узбекистана и Украины статус русского языка вообще никак не определен.
Языками уголовного производства (судопроизводства) в странах СНГ являются:
– в Азербайджане – азербайджанский или язык населения, составляющего большинство на соответствующей территории (ст. 26 УПК АР);
– в Армении – армянский (ч. 1 ст. 15 УПК РА);
– в Беларуси – белорусский или русский (ч. 1 ст. 21 УПК РБ);
– в Казахстане – казахский, а при необходимости наравне с казахским – русский или другие языки (ч. 1 ст. 30 УПК РК);
– в Киргизии – киргизский (ч. 1 ст. 23 УПК КР);
– в Молдавии – молдавский, а также может быть язык, приемлемый для большинства лиц, участвующих в процессе (ч. 13 ст. 16 УПК РМ);
– в Таджикистане – таджикский (ч. 1 ст. 18 УПК РТ);
– в Туркменистане – туркменский (ч. 1 ст. 28 УПК Туркменистана);
– в Узбекистане – узбекский, каракалпакский или язык большинства населения конкретной местности (ст. 20 УПК РУз);
– на Украине – украинский (ч. 1 ст. 29 УПК Украины).
Российские соотечественники, ставшие участниками уголовного судопроизводства в странах СНГ (кроме РБ) и не владеющие или плохо владеющие установленным языком уголовного судопроизводства имеют следующие права на употребление русского, родного (понятного) им языка:
1) делать заявления – в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, на Украине;
2) давать объяснения и показания – в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, на Украине;
3) заявлять ходатайства – в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, на Украине;
4) подавать жалобы – в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, на Украине;
5) знакомиться с материалами уголовного дела – в Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, на Украине;
6) бесплатно пользоваться услугами переводчика – во всех государствах СНГ;
7) получать положенные к вручению им документы, переведенные на русский, родной (понятный) язык, если были привлечены к уголовной ответственности, – во всех странах СНГ.
Получение в госорганах сведений о себе
Огромное значение для осуществления эффективной самозащиты своих прав нашими соотечественниками, проживающими в государствах СНГ, имеет наличие у них конституционного права на получение в государственных органах стран их проживания сведений о себе. Особое практическое значение данное право имеет при получении информации о произведенных правоохранительными органами проверках по заявлениям (сообщениям) соотечественников о совершенных в отношении них правонарушений и преступлений и иных обращений по другим фактам допущенных в отношении них нарушений.
Соотечественники, проживающие в Молдавии и Туркменистане, лишены этого права, так как конституциями данных государств оно не предусмотрено. В конституциях всех остальных государств СНГ это право закреплено.
Так, согласно ч. V ст. 32 Конституции АР каждый может ознакомиться с собранными о нем сведениями, за исключением случаев, установленных законом, и обладает правом потребовать исправления или изъятия (ликвидации) собранных о нем сведений, не соответствующих действительности, неполных, а также полученных с нарушением требований закона.
Статья 23 Конституции РА предоставляет каждому право на ознакомление с касающимися его сведениями в государственных органах и органах местного самоуправления и право на исправление недостоверных сведений о нем и изъятии сведений о нем, приобретенных незаконным путем.
На основании ст. 34 Конституции РБ государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину РБ возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Конституции РК государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
Часть 2 ст. 33 Конституции КР закрепляет за каждым право на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе.
В порядке ст. 25 Конституции РТ государственные органы, общественные организации, политические партии и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность получения и ознакомления с документами, касающимися его прав и интересов, кроме случаев, предусмотренных законом.
Все государственные органы, общественные объединения, должностные лица, согласно ст. 30 Конституции РУз, обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.
Статья 32 Конституции Украины гарантирует каждому право ознакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, не являющимися государственной или иной защищаемой законом тайной.
Свидетельский иммунитет
Свидетельский иммунитет – это одна из конституционных гарантий и /или предусмотренное уголовно-процессуальным законом государства право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, круг которых определен законом.
Для российских соотечественников, проживающих в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Туркменистане и Украине, это право является одновременно конституционным и процессуальным, так как закреплено в Конституциях и УПК этих государств.
В соответствии со ст. 66 Конституции АР никто не может быть принужден к даче показаний против себя самого, своего супруга, детей, родителей, брата, сестры.
Согласно ст. 20 УПК АР никто не может быть понужден к даче показаний против себя самого и своих близких родственников и подвергнут какому-либо преследованию за это. Лицо, которому при предварительном расследовании или судебном рассмотрении предложено предоставить сведения, обличающие в совершении преступления его самого или его близких родственников, вправе отказаться от дачи показаний, не опасаясь каких-либо негативных юридических последствий для себя.
Аналогичные и похожие нормы содержатся:
– в ст. 22 Конституции РА и ст. 20 УПК РА;
– ст. 27 Конституции РБ и ч. 4 ст. 10 УПК РБ;
– п. 7 ч. 3 ст. 77 Конституции РК и ст. 27 УПК РК, согласно которой субъектом данного права признается священнослужитель, которому лицо доверилось на исповеди;
– ч. 5 ст. 26 Конституции КР и ч. 2 ст. 12 УПК КР;
– ст. 45 Конституции Туркменистана и ст. 25 УПК Туркменистана;
– в ст. 63 Конституции Украины и ст. 18 УПК Украины, согласно которым никто не может быть принужден признать свою виновность в совершении уголовного правонарушения или вынужден давать объяснения, показания, которые могут стать основанием для подозрения, обвинения в совершении уголовного преступления; каждый имеет право ничего не говорить по поводу подозрения или обвинения против него, в любой момент отказаться отвечать на вопросы, а также незамедлительно быть уведомленным об этих правах; никто не может принужденно давать объяснения, показания, которые могут стать основанием для подозрения, обвинения в совершении его близкими родственниками или членами его семьи уголовного преступления.
Конституциями Молдавии, Таджикистана и Узбекистана данное право субъектам самозащиты не гарантируется, но предоставляют нормами уголовно-процессуального законодательства, а именно ст. 21 УПК РМ и ч. 5 ст. 12 УПК РТ.
Таким образом, национальные законодательства всех государств СНГ предоставляют субъектам самозащиты своих прав конституционную или уголовно-процессуальную привилегию, освобождающую их от обязанности свидетельствовать против себя, членов своей семьи и своих близких родственников, а в целом содержат необходимые нормы для осуществления российскими соотечественниками самозащиты своих прав, свобод и законных интересов в уголовных судопроизводствах стран своего проживания.
by