Опубликовано: Эж-Юрист. №37. 2014
Автор: Сергей Фурлет, адвокат Оренбургской областной коллеги адвокатов.
Продолжаем серию публикаций, посвященных юридической защите прав наших соотечественников, проживающих за рубежом. На этот раз поговорим о защите соотечественников в уголовных процессах государств СНГ.
Государственные меры поддержки
В последние годы Российская Федерация предприняла значительные действия по поддержке и защите прав российских соотечественников, проживающих за рубежом.
Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека провозглашены одним из высших приоритетов национальной безопасности и одним из главных внешнеполитических усилий РФ (п. 1, 4 Концепции внешней политики РФ, утв. Президентом РФ В. Путиным 12.02.2013 № 303-18-02-2013).
В соответствии с утвержденной Распоряжением Председателя Правительства РФ от 20.03.2013 № 386-р государственной программой «Внешнеполитическая деятельность» в рамках Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, планируется осуществлять мониторинг правового положения соотечественников в государствах их постоянного проживания, защиту прав и законных интересов соотечественников в государствах их проживания и в международных судебных инстанциях, оказание правового, информационного, организационного, методического и иного необходимого содействия общественным объединениям соотечественников, проживающих за рубежом, в деле отстаивания их прав и законных интересов, содействие деятельности неправительственных организаций в сфере защиты прав соотечественников.
Масштабность целей и задач требует максимального и эффективного использования всех имеющихся ресурсов, средств, способов, инструментов и субъектов, направленных на их выполнение.
Представляется, что значительную роль в выполнении намеченного могут осуществить общественные объединения российских соотечественников, действующие за рубежом и прежде всего в государствах СНГ, которые являются главными субъектами общественной защиты прав и свобод наших соотечественников в странах их постоянного проживания.
Не следует забывать о том, что после самозащиты и родственной защиты общественная защита является третьей наиболее распространенной и эффективной формой юридической защиты прав человека, разрешенной к использованию национальными законодательствами многих стран мира и полностью поддерживаемой Организацией Объединенных Наций.
Особая ценность данных субъектов юридической защиты прав наших соотечественников, проживающих за рубежом, состоит в том, что помимо принадлежащих им общеправовых полномочий они признаются многими отраслевыми законодательствами стран СНГ полноценными процессуальными субъектами и участниками судопроизводств, которые обязательно необходимо использовать в организации практической правовой помощи нашим соотечественникам.
Право на представительство интересов
Представители общественных объединений российских соотечественников не могут осуществлять никаких функций по представительству интересов или защите прав членов этих объединений только в одном государстве СНГ – на Украине. Уголовно-процессуальное законодательство данной страны разрешает осуществлять эти процессуальные функции только адвокатам. Во всех остальных странах СНГ они вправе исполнять вышеуказанные функции, при том что их допуск в качестве представителей и защитников по-разному регламентируется в каждом государстве СНГ.
Так, представители общественных объединений российских соотечественников могут быть допущены в уголовный процесс в качестве представителей российских соотечественников, признанных по уголовным делам потерпевшими, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками в следующих государствах СНГ:
– Республике Беларусь (РБ);
– Туркменистане;
– Республике Узбекистан (РУз);
– Азербайджанской Республике (АР);
– Республике Армения (РА);
– Республике Казахстан (РК);
– Кыргызской Республике (КР);
– Республике Молдова (РМ);
– Республике Таджикистан (РТ).
По способу закрепления в уголовно-процессуальных кодексах права на допуск представителей общественных объединений в уголовный процесс в качестве представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков государства СНГ условно подразделяются на две группы:
1. Государства, в УПК которых это право прямо закреплено за общественными объединениями (Беларусь, Туркменистан, Узбекистан)
Так, согласно п. 28 ст. 6 УПК РБ представителями потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика могут быть признаны близкие родственники, члены семьи, адвокаты, представители профсоюзных и иных общественных объединений, а также иные лица, допущенные к участию в уголовном деле с разрешения органа, ведущего уголовный процесс.
Дополнительно данная норма УПК РБ подкреплена конституционной нормой, содержащейся в ст. 62 Конституции РБ, гарантирующей нашему соотечественнику право на юридическую помощь для осуществления защиты своих прав и свобод, в том числе в любой момент путем обращения к адвокату и другим своим представителям, а также установленным запретам на противодействие оказанию правовой помощи.
Статья 20 Закона РБ от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 08.11.2011 № 309-3) прямо наделяет общественные объединения полномочием защищать права и законные интересы, а также представляемые законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях.
Статья 21 Закона Туркменистана от 21.10.2003 «Об общественных объединениях» наделяет их правом представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников, а ст. 89 УПК Туркменистана – представителям общественных объединений быть допущенными к участию в деле в качестве представителей потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков по постановлению дознавателя, следователя или определению суда.
Статья 15 Закона РУз «Об общественных организациях в РУз» (в ред. Закона от 03.12.2004 № 714-II) также наделяет общественные объединения правом представлять и защищать законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах.
Согласно ст. 21 УПК РУз представители общественных объединений и коллективов вправе участвовать в производстве по уголовным делам в качестве общественных обвинителей и общественных защитников.
Статья 40 УПК РУз наделяет общественные объединения широкими полномочиями, а именно:
а) обращаться в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд с сообщением о совершенном или подготавливаемом преступлении;
б) заявлять ходатайства:
– об избрании в отношении обвиняемого или подсудимого в качестве меры пресечения поручительства общественного объединения или коллектива;
– об условно-досрочном освобождении осужденного от наказания или о замене наказания более мягким;
– об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы;
– о снятии судимости и по другим вопросам в случаях и порядке, предусмотренных УПК РУз.
В соответствии со ст. 42 УПК РУз общественные объединения могут направить для участия в судебном разбирательстве своих представителей на основании решения собрания членов объединения, которое должно быть представлено в суде.
Общественные объединения имеют право в любой момент отозвать направленного им общественного обвинителя и заменить его другим представителем.
Общественный представитель – это представитель трудового коллектива, общественной организации, в том числе правозащитной организации, выступающий в суде и поддерживающий обвинение, то есть отстаивающий права и законные интересы жертв преступных посягательств.
2. Государства, в УПК которых это право общественных объединений прямо не закреплено, а предоставлено им как иным правомочным лицам (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан)
Правовыми основаниями допуска объединений российских соотечественников к осуществлению представительства по уголовным делам являются следующие нормы национального законодательства указанных государств:
– п. 7.0.31 ст. 7 и п. 102.2 ст. 102, ст. 105 УПК АР, согласно которым представителем потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика является лицо, обладающее нотариально удостоверенной доверенностью на представление их интересов в уголовном процессе;
– ч. 2 ст. 78 УПК РА и п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона РА «Об общественных организациях» (в ред. Закона от 19.03.2012), согласно которым представителями потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков могут быть адвокаты и иные лица, имеющие выданную соответствующим участником процесса доверенность, а общественные организации имеют право представлять и защищать права и законные интересы членов организации в других организациях, суде, органах государственного управления и местного самоуправления;
– п. 21 ст. 7, ч. 1 ст. 80, ч. 1 ст. 81 УПК РК, согласно которым представителями являются лица, уполномоченные представлять законные интересы потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в силу закона или соглашения, допущенные к участию в деле постановлением органа, ведущего уголовный процесс;
– ст. 19 Закона РК от 31.05.1996 № 3-1 «Об общественных объединениях» (с изменениями от 12.01.2012), согласно которой общественные объединения могут представлять и защищать права и законные интересы своих членов в судах и других государственных органах, иных общественных объединениях;
– ст. 5, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 57 УПК КР, согласно которым представители – это лица, уполномоченные представлять законные интересы потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в силу закона или соглашения, которыми наряду с адвокатами и близкими родственниками могут быть иные правомочные лица;
– п. 2 ст. 4 Конституции КР, согласно которому политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения могут создаваться гражданами на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов;
– п. 38 ст. 6, ч. 2 ст. 79 УПК РМ, согласно которым в качестве представителей пострадавшего, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в уголовном судопроизводстве наряду с адвокатами могут участвовать другие лица, наделенные такими полномочиями по доверенности соответствующих участников процесса;
– ч. 1 ст. 2, п. «d» ст. 24 Закона РМ от 17.05.1996 № 837-XII «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 11.07.2012 № 178), в соответствии с которыми целями создания общественных объединений являются реализация и защита гражданских, экономических, социальных, культурных и иных законных прав и свобод граждан, а общественные объединения имеют право представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах и организациях;
– ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 55 УПК РТ, согласно которым представителями потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя и гражданского ответчика наряду с близкими родственниками признаются иные лица, правомочные в силу закона представлять вышеуказанных лиц и допущенные к участию в деле постановлением дознавателя, следователя, прокурора, определением суда, судьи;
– п. 1 ст. 24 Закона РТ от 12.05.2007 № 258 «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19.03.2013 № 962), предоставляющий общественным объединениям Таджикистана право представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в государственных органах, организациях, общественных объединениях и судах.
Таким образом, получается, что общественные организации и объединения российских соотечественников, действующие в государствах СНГ, за исключением Украины, имеют все необходимые и разрешенные национальными законодательствами права непосредственно представлять в правоохранительных органах и судебных инстанциях законные интересы наших соотечественников, которые могут быть признаны пострадавшими, потерпевшими, гражданскими истцами и гражданскими ответчиками по уголовным делам.
Право на осуществление защиты
В некоторых государствах СНГ общественные объединения, в том числе и объединения российских соотечественников, законодательно наделены процессуальными правами осуществлять функции защитников привлекаемых к уголовной ответственности членов этих объединений.
Такое право за ними закреплено в уголовно-процессуальных законодательствах Казахстана, Киргизии, Туркменистана и Узбекистана.
В частности, согласно ч. 2 ст. 70 УПК РК в качестве защитника выступает адвокат, а при его участии в уголовном процессе помимо него защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного может осуществлять его супруг (супруга) или близкий родственник, представители профсоюзных и других общественных объединений по делам членов этих объединений. По конкретным уголовным делам все категории защитников могут защищать позиции подозреваемого, обвиняемого одновременно.
В соответствии с п. 6 Нормативного постановления Верховного суда РК от 06.12.2002 № 26 «О практике применения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего право на защиту», которое согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК является действующим правом, обязательным условием допуска в качестве защитника представителей профсоюзов и других общественных объединений является членство подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного в этих объединениях, что должно быть подтверждено соответствующими документами. Обращение лица, привлеченного к уголовной ответственности, к общественным объединениям, членом которых он не являлся, не может быть основанием принятия ими на себя функций защиты, а следовательно, и их допуска в уголовный процесс.
На основании ст. 5 УПК КР в качестве общественного защитника допускаются представители юридических лиц, политических партий, профсоюзов, правозащитных и других общественных объединений, что означает, что данные представители в качестве таковых могут быть допущены в уголовный процесс только на стадии судебного рассмотрения уголовного дела.
Для общественных объединений российских соотечественников, действующих в Туркменистане, правовым основанием допуска их представителей в уголовный процесс в качестве защитников является норма, содержащая в ч. 2 ст. 81 УПК Туркменистана.
Общественные объединения наших соотечественников, проживающих в Узбекистане, могут защищать права членов этих объединений, привлекаемых к уголовной ответственности на основании права, предоставленного им ст. 21 УПК РУз.
Кроме того, ст. 42 УПК РУз предоставляет общественным объединениям право направлять для участия в судебном разбирательстве уголовного дела своих представителей в качестве общественных защитников, которые для этого должны быть выдвинуты собранием членов объединения с обязательным представлением в суд решения данного собрания. К тому же данная статья закрепляет за общественными объединениями право отзывать и заменять общественных защитников.
Часть 1 ст. 44 УПК РУз наделила общественного защитника следующими правами:
– знакомиться с материалами уголовного дела;
– представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
– заявлять ходатайства;
– выступать в прениях сторон с изложением суду мнения об обстоятельствах, оправдывающих подсудимого или смягчающих его ответственность.
Часть 2 этой же статьи УПК РУз закрепила за ним следующие обязанности:
– принимать участие в судебном разбирательстве дела;
– излагать суду мнение общественного объединения;
– содействовать выяснению обстоятельств дела, облегчающих положение подсудимого.
Если общественные объединения российских соотечественников, действующие в государствах СНГ, начнут практически использовать имеющиеся вышеуказанные права и полномочия, то это обязательно положительно скажется на общем состоянии соблюдения прав, свобод и законных интересах наших соотечественников в странах их проживания.
Наша задача должна состоять в том, чтобы помочь общественным объединениям российских соотечественников, действующих в государствах СНГ, стать по-настоящему работоспособными, компетентными и правозащитными и перестать быть только культурно-массовыми.
by