Опубликовано: Российское право: образование, практика, наука. № 1 (97). 2017.
Автор: Фурлет Сергей Петрович, адвокат коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»
Аннотация: Выявлены количественные и качественные различия в принципах уголовного судопроизводства, закреплённых УПК Российской Федерации и УПК Республики Казахстан. Указано разное правоприменительное значение этих принципов в России и в Казахстане. Обращается внимание на несовершенство российского уголовно-процессуального законодательства, сделан вывод о необходимости разработки и принятия концептуально новых принципов уголовного судопроизводства в РФ.
Annotation: The article considers the quantitative and qualitative distinctions of the criminal procedure principles, which are legislative recognized in the Criminal Procedure Codes of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The author pays attention to the variable enforcement meaning of the principles in Russian and Kazakhstan. Also, the author points at the current imperfection of the Russian legislation, and concludes that it is necessary to draft and enact new and conceptually different criminal procedure principles in Russia.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, порядок уголовного судопроизводства, принципы уголовного судопроизводства, правоприменительное значение принципов уголовного судопроизводства.
Key words: criminal procedure in Russia and in Kazakhstan, order of the criminal procedure, criminal procedure principles, enforcement meaning of criminal procedure principles.
В Российской Федерации и в Республике Казахстан законодательное регулирование порядка уголовного судопроизводства во многом сходно, однако в нём имеются и различия, связанные с избранием РК курса на гуманизацию уголовного законодательства и уголовного судопроизводства, который был реализован в принятых в 2014 году новых Уголовном, Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах. Установленные в РФ и в РК принципы и порядок уголовного судопроизводства имеет существенные, речь о которых пойдёт ниже.
Источники, определяющих порядок уголовного судопроизводства и его принципы
В числе источников, определяющих порядок уголовного судопроизводства, ст. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ закрепила сам УПК РФ, основанный на Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, и международные договоры РФ.
Согласно ст. 1 УПК РК, таковыми источниками являются Конституция РК, конституционные законы, УПК РК, основанный на Конституции РК, общепризнанные принципы и нормы международного права, иные законы, регулирующие порядок уголовного судопроизводства, международные договоры РК, нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда РК.[i]
Как видим, в УПК РФ установлено три источника, а в УПК РК – восемь. В УПК РК Конституция значится на первом месте, а в российском УПК РФ Конституция РФ в качестве такого самостоятельного источника вообще не указана, несмотря на то, что она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Такое законодательное несовершенство вынуждает Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ давать правоприменителям разъяснения о высшей юридической силе положений Конституции РФ и их «верховенстве над законами и иными нормативными правовыми актами».[ii]
Включение нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда РК в перечень источников, определяющих порядок уголовного судопроизводства в РК, не случайно, поскольку, в соответствии с ч.1 ст. 4 Конституции РК, они включены в действующим правом и общеобязательны для всех после их официального опубликования.
Кроме того, ст. 2 УПК РК установлена иерархия правовых норм, имеющих преимущественную силу, согласно которой Конституция РК имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РК, при этом закрепляются следующие правила:
— в случае противоречия между правилами, установленными УПК РК и Конституцией РК, действуют положения Конституции РК;
— в случае противоречия между правилами, установленными УПК РК и конституционным законом РК, действуют положения конституционного закона РК;
— в случае противоречия между правилами, установленными УПК РК и иными законами РК, действуют положения УПК РК.
В УПК РФ такие нормы отсутствуют.
Закрепление понятия «принципы уголовного судопроизводства»
В общем виде принципы уголовного судопроизводства — это главенствующие, основополагающие и руководящие правовые нормы, определяющие характер и правила осуществления уголовного процесса, содержание всех его институтов, обеспечивающих правосудие по уголовным делам, находящимся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда.
Несмотря на достаточную научную проработанность принципов уголовного судопроизводства, в УПК РФ нет законодательного закрепления понятия этих принципов, что отрицательно сказывается на формировании единообразной правоприменительной практики по целому ряду процедурных вопросов осуществления уголовного судопроизводства.
В УПК РК такого законодательного пробела нет. Согласно ч.1 ст. 9 УПК РК, принципами уголовного судопроизводства являются фундаментальные начала уголовного процесса, определяющие систему и содержание его стадий, институтов и норм, обеспечивающих общие условия реализации прав и обязанностей участников уголовного процесса и решение стоящих перед ним задач.
Количество закреплённых принципов
УПК РФ закреплено 16 принципов уголовного судопроизводства, а УПК РК – 22. В УПК РК нет лишь одного принципа, предусмотренного ст. 6.1 УПК РФ, — «разумного срока уголовного судопроизводства». Его отсутствие объясняется тем, что в УПК РК каждое процессуальное действие, решение, стадия расследования или судебного разбирательства настолько жёстко регламентировано по срокам, что для волокиты не остаётся времени. Согласно ч.1 ст. 50 УПК РК процессуальные действия, совершённые участником уголовного процесса по истечении срока, считаются недействительными, что реально мотивирует всех на соблюдение сроков судопроизводства. В главе 17 УПК РФ такая норма отсутствует.
В российском УПК отсутствует следующие принципы, установленные УПК РК:
1) принцип судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, который означает право каждого на судебную защиту своих прав и свобод, включающее для каждого: невозможность без его согласия изменять подсудность, предусмотренную для него законом, обеспечение доступа к правосудию, компенсацию причинённого ущерба в случаях и порядке, установленных законом. В свете конституционного положения о высшей ценности в России человека, его прав и свобод, отсутствие такого принципа в УПК РФ, является очевидным пробелом законодательства;
2) принцип неприкосновенности собственности, закрепляющий невозможность лишения своего имущества иначе как по решению суда и предусматривающий наложение ареста на вклады в банках и другое имущество, а также изъятие этого имущества только в случаях и порядке, предусмотренном УПК РК. Несмотря на то, что признание, охрана и защита всех форм собственности, в том числе частной, составляет одну из основ конституционного строя РФ и правового статуса личности в РФ, в российском УПК соответствующий принцип не установлен. Это используют некоторые представители правоохранительных органов для организации и осуществления незаконного уголовного преследований субъектов предпринимательской деятельности, в целях отъёма у предпринимателей их собственности. На недопустимость таких действий указал Президент РФ в своём Послании Федеральному Собранию РФ 2015г.;
3) принцип недопустимости повторного осуждения и уголовного преследования, согласно которому никто не может быть подвергнут повторно уголовной ответственности за одно и то же уголовное правонарушение;
4) принцип всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, обязывающий суд, прокурора, следователя, дознавателя принимать предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств, необходимых для правильного разрешения дела и одновременно запрещающий суду по собственной инициативе собирать дополнительные доказательства в целях устранения неполноты досудебного расследования; обязывающий орган, который ведёт уголовный процесс, проверять все заявления о невиновности или меньшей степени виновности лица и применении недозволенных методов следствия при собирании и закреплении доказательств;
5) принцип обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, согласно которому каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи в ходе уголовного процесса в порядке, предусмотренном УПК РК. Несмотря на то, что Конституция РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, такой нормы нет в УПК РФ.
Отсутствие в УПК РФ указанных принципов уголовного судопроизводства, конечно же, не способствует ни защите прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ставших участниками уголовного процесса, ни повышению качества отправления правосудия.
Содержание принципов
В УПК РФ и УПК РК имеются схожие по формулировкам принципы уголовного судопроизводства, но несколько различающиеся по содержанию.
Принцип законности
В России суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ. В РК принцип законности означает, что указанные субъекты обязаны точно соблюдать требования Конституции РК, УПК РК, иных нормативных правовых актов, указанных в статье 1 УПК РК; не применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие права и свободы человека, которые закреплены Конституцией РК.
В России, допущенные судом, прокурором, следователем, органом дознания и дознавателем в ходе уголовного судопроизводства нарушения норм УПК РФ влекут за собой признание недопустимыми доказательств, полученных незаконным путём, а в РК подобные действия влекут установленную законом ответственность, признание недействительными незаконных актов и их отмену.
Принцип осуществления правосудия только судом
Согласно ст. 8 УПК РФ правосудие осуществляется только судом, лицо может быть признано виновным и подвергнуто уголовному наказанию только по приговору суда, подсудимый не может быть лишён права на рассмотрение его уголовного дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено УПК РФ.
Статья 11 УПК РК закрепляет аналогичные положения, а также нормы об уголовной ответственности лиц, присвоивших себе полномочия суда, о невозможности учреждения чрезвычайных и специальных судов под каким бы то ни было названием, о незаконности и отмене приговора и иного решения суда, осуществившего уголовное судопроизводство по неподсудному ему делу, превысившему свои полномочия или иным образом нарушившему принципы уголовного судопроизводства, закреплённые УПК РК.
Принцип уважения чести и достоинства личности
Статья 9 УПК РФ запрещает действия и решения, унижающие честь участника уголовного судопроизводства; обращение, унижающее его человеческое достоинство, создающее опасность для его жизни и здоровья; насилие, пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение.
Статья 13 УПК РК устанавливает такие же запреты, а также нормы о недопустимости сбора, использования и распространения сведений о частной жизни, которое лицо считает необходимым сохранить в тайне, для целей, не предусмотренных УПК РК, о возмещении морального вреда, причинённого незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс.
Принцип охраны прав и свобод человека и граждан в уголовном судопроизводстве
В РФ суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, а также обеспечить возможность осуществления этих прав.
В РК суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны охранять права и свободы участников уголовного процесса, создавать условия для их осуществления, принимать своевременные меры к удовлетворению законных требований граждан, возмещать вред, причинённый гражданину в результате нарушения его прав и свобод, в предусмотренном законом порядке.
Принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
В РФ допускаются ограничение прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, наложении ареста на эти отправления, их выемку в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров, получение информации о соединениях между абонентами только на основании судебных решений.
В УПК РК устанавливается правило о том, что частная жизнь граждан, личная и семейная тайна находятся под охраной закона; каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; при производстве по уголовному делу каждому обеспечивается право на неприкосновенность частной (личной и семейной) жизни, и их ограничения допускаются только в случаях, прямо установленных законом; никто не вправе собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, кроме случаев, предусмотренных законом.
Принцип состязательности сторон
Статья 15 УПК РФ гласит:
уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности;
функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;
суд не является органом уголовного преследования и не выступает на стороне обвинения или стороне защиты;
стороны обвинения и защиты равны перед судом.
В ст. 23 УПК РК помимо изложенных выше закреплены следующие положения:
органы уголовного преследования, а при производстве в суде – государственные и частные обвинители обязаны доказывать виновность лица в совершении уголовного правонарушения и опровергать его доводы в свою защиту;
защитники обязаны использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного и оправданного;
суды, сохраняя объективность и беспристрастность, обязаны создавать необходимые условия для выполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления представленных им прав;
стороны равноправны, т. е. наделены согласно Конституции РК и УПК РК равными возможностями отстаивать свою позицию;
суд основывает процессуальное решение лишь на тех доказательствах, участие в исследовании которых на равных основаниях было обеспечено каждой стороне.
Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту
Статья 16 УПК РФ обязывает суд, прокурора, следователя и дознавателя разъяснять подозреваемому, обвиняемому их права на защиту и обеспечивать им возможность защищаться всеми, не запрещёнными УПК РФ способами и средствами, а ст. 26 УПК РК обязывает их помимо этого также принимать меры к охране личных и имущественных прав подозреваемого, обвиняемого;
В ст. 16 УПК РФ нет запрета на понуждение подозреваемого, обвиняемого к даче показаний, представлению органам расследования каких-либо материалов, оказанию им какого — либо содействия, а в ст. 26 УПК РК такой запрет прописан.
Правоприменительное значение принципов
В УПК РФ нет нормы, определяющей правоприменительное значение принципов уголовного судопроизводства, а в УПК РК – она есть. Часть 2 ст. 9 УПК РК прямо указывает на то, что нарушение принципов уголовного процесса в зависимости от его характера и существенности влечёт:
признание процессуального действия или решения, незаконным;
отмену вынесенных в ходе такого производства решений;
признание собранных при этом материалов, не имеющими силы доказательств;
признание состоявшегося производства по делу, недействительным.
Поскольку в УПК РФ такая норма отсутствует, закреплённые в нём принципы уголовного судопроизводства в реальной правоприменительной практике часто нарушаются, потому что одно только их законодательное закрепление, без регулирования юридических последствий их нарушения, имеет декларативный характер.
Некоторые субъективные выводы
В российском уголовном судопроизводстве Конституция РФ фактически является опосредованным (не прямым) источником (несмотря на закреплённый в Конституции принцип её прямого действия), а в Казахстане Конституция РК непосредственно участвует в регулировании порядка уголовного судопроизводства.
В УПК РФ, в отличие от УПК РК, нет норм, предусматривающих применение федеральных конституционных законов в определении порядка осуществления уголовного судопроизводства.
В УПК РК прямо предусмотрено применение иных законов РК в определении порядка осуществления уголовного судопроизводства (круг таких законов устанавливается утверждаемым распоряжением Премьер — Министра РК Перечнем нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в целях реализации УПК РК), а в российском уголовном процессе применение иных федеральных законом не предусмотрено.
Практическое значение принятой в Казахстане регламентации состоит в том, что при расследовании любого уголовного дела казахстанский следователь всегда обязан соблюдать требования включённых в указанный Перечень законов РК, например, об адвокатской, экспертной деятельности, о бухгалтерском учёте и других, а российский следователь такой обязанности не имеет.
УПК РК обязывает судей, прокуроров, следователей и дознавателей соблюдать Конституцию РК при производстве по уголовному делу, а в УПК РФ аналогичная обязанность возложена только на судей.
В содержание принципа законности, установленного УПК РК, входит и запрет судам применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина, в то время как в УПК РФ принцип законности такой запрет не охватывает.
Закреплённые в УПК РФ принципы направлены скорее, на сохранение в российском уголовном процессе обвинительного уклона, в то время как анализ содержания принципов, изложенных в УПК РК, позволяет сказать, что они направлены на преодоление этого уклона и реализацию состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве.
Поскольку закрепить современные и прогрессивные основополагающие начала уголовного судопроизводства невозможно путём внесения в действующий УПК РФ отдельных изменений и дополнений, представляется целесообразным разработать и принять Концепцию правовой политики РФ и новый УПК РФ.
[i]. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 04.07.2015г. № 231-V (с изменениями и дополнениями на 13.11.2015г.).
[ii]. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия (с изменениями, внесёнными постановлениями Пленумов от 06.02.2007г. №5 и от 16.04.2013г. № 9).