На сайте Представительства Россотрудничества в Республике Казахстан (далее – РК) имеется список 38 организаций российских соотечественников, действующих в этой стране с 1992 года.
Согласно указанного списка, 14 или 36,8 % организаций, в качестве одного из основных направлений своей деятельности указали защиту прав российских соотечественников, проживающих в Казахстане, а 3 из них (21,4 %), в качестве такового избрали защиту русского языка и русской культуры в регионе в условиях суверенного Казахстана.
Абстрактность заявленных направлений своей деятельности настолько очевидна, что не требует длительных комментариев в силу того, что русский язык, как и любой иной язык народов мира реально можно сохранять (передавать потомкам), популяризировать, пропагандировать, учить, слушать, употреблять, но его невозможно, да и не нужно защищать. В юридической защите нуждаются его носители – российские соотечественники, проживающие в РК, и эта защита может быть им реально обеспечена путём осуществления конкретных практических действий в рамках действующего национального законодательства РК, заключенных её международных многосторонних и двухсторонних договоров с РФ и актов международного права.
Поскольку, такая деятельность является весьма сложной, требует от её исполнителей высоких морально — нравственных, волевых и организаторских качеств, достаточных теоретических знаний отраслей внутреннего законодательства и актов международного права, связана с возможным возникновением осложнений в отношениях с центральными и местными органами власти, многие руководители и активисты «соотечественного» движения Казахстана занимаются не организацией правовой защиты соотечественников, а проведением различных культурно — массовых, просветительских, образовательных, праздничных, развлекательных и иных мероприятий, при этом прикрываясь абсурдно заявленными, несостоятельными и абстрактными целями и задачами о защите русского языка, неуказанных прав славянского населения и пр.
Несомненно, что данная деятельность полезна и должна осуществляться организациями наших соотечественников, но только не теми, кто ею занимается в ущерб работы по реальной юридической защите прав, свобод и законных интересов российских соотечественников, проживающих в РК.
Подобное осуществление, якобы правозащитной деятельности, всегда приносит свои «никакие» практические результаты и в этом многие казахстанские общественные объединения российских соотечественников, кроме Республиканского славянского движения «Лад», не стали исключением, так как конкретные результаты их практической правозащитной деятельности почти полностью отсутствуют.
29 июня 1998 г. РК, в соответствии с принятым Законом № 245, присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой 21.12. 1965г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Свой первоначальный доклад Казахстан должен был представить в 1999 году, а последующие — в 2001 и 2003 годах, однако не смог этого сделать. Только 14 мая 2004 г. Правительством в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации (далее – КЛРД), был представлен объединенный (первый, второй и третий) доклад CERD/C/439/Add.2 о ходе выполнения РК положений данной Конвенции.
10.12.2004 г., КЛРД ООН рассмотрев представленный доклад, направил Правительству РК свои Заключительные замечания CERD/C/65/3, в которых отметил сомнительность отсутствия в РК за период с 1999г. по 2004 г. судебных дел о расовой дискриминации и не поверил информации о том, что Комиссией по правам человека при Президенте РК было всего рассмотрено лишь две жалобы о расовой дискриминации.
В феврале-марте 2010 г. в рамках 76-ой сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации РК защитила объединенный (четвертый и пятый) национальный доклад о выполнении положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации CERD/C/KAZ/4 — 5 от 13 мая 2009 г.
06.04.2010 г., рассмотрев представленный Казахстаном доклад, КЛРД ООН в Заключительных замечаниях CERD/C/KAZ/4 — 5 отметил малую вероятность того, что за отчётный период (с 2004г. по 2008г.) казахстанский Омбудсмен получил и рассмотрел всего лишь одну жалобу на расовую дискриминацию.
Согласно ежегодного отчёта Уполномоченного по правам человека РК об итогах своей деятельности в 2011 г., им было принято и рассмотрено всего 14 жалоб на дискриминацию по национальному признаку, что составило 0,8% от общего количества поступивших жалоб и одна на дискриминацию по языковому признаку. Первые 14 жалоб не подтвердились, а по последней им всего лишь усмотрены основания для привлечения виновных лиц только к дисциплинарной ответственности.
Согласно ежегодного доклада Комиссии по правам человека при Президенте РК «О ситуации с правами человека в РК в 2011 году», за период с 01.01.по 31.12. 2011 года в Секретариат Комиссии поступило 1625 письменных обращений физических и юридических лиц по поводу нарушения прав и свобод человека и гражданина, среди которых жалоб на нарушения, связанные с дискриминацией по языковому, этническому и другим признакам, а также нарушениях прав национальных меньшинств не имелось вообще.
22.10.2012 г. постановлением Правительства РК №1332 был утвержден очередной сводный Периодический доклад о выполнении РК Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, в котором указано, что в период с 2003 по 2011 годы в адрес Уполномоченного по правам человека РК поступило всего 37 обращений физических и юридических лиц по фактам проявленной в отношении них дискриминации по национальному признаку.
Вот такой неутешительный итог многолетней деятельности объединений российских соотечественников по осуществлению юридической защиты прав наших соотечественников, проживающих в Казахстане.
Если бы власти РК не укрывали такие факты от регистрации, а объединения российских соотечественников РК системно, компетентно и последовательно занимались бы организацией этого направления своей деятельности и непосредственной общественной юридической защитой прав наших соотечественников, то Уполномоченный по правам человека РК указанное количество обращений получал бы только за один день своей работы.
В связи с вышеизложенным, так и хочется спросить: мы так и будем продолжать в Казахстане абстрактно защищать русский язык или всё же наконец — то приступим к реальной юридической защиты прав, проживающих там российских соотечественников свободно говорить на родном языке?
Если приступаем, то необходимо организовывать реальную юридическую работу по защите прав российских соотечественников на употребление родного языка в соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РК, при которой:
1) руководители объединений хорошо знают общепризнанные, конституционные и процессуальные права и свободы человека и гражданина и систематически изучают их с членами свои объединений;
2) каждый факт допущенного нарушения обязательно регистрируется в объединении и по нему составляется план совместных защитных действий, предусматривающий своевременное и последовательное осуществление всех возможных и разрешённых законом форм правовой защиты — самозащиту, родственную, общественную, профессиональную, внутригосударственную и международную защиту при соблюдении правил первичного и полного исчерпания внутренних средств правовой
3) к защите своевременно привлекаются различные и разрешённые законом субъекты её осуществления — грамотно проинструктированный соотечественник, его родственники, которые, например, по УПК РК могут быть допущены к выполнению процессуальных функций защитника и/или представителя, компетентный представитель общественной организации, членом которой является соотечественник, местный и/или российский адвокат, сотрудники Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающие за рубежом, представители национальных учреждений по правам человека, надзирающие прокуроры, представители международных правозащитных организаций и договорные органы ООН. Всё вышеуказанное представляет собой систему комплексной юридической защиты прав российских соотечественников, проживающих за рубежом (СКЮЗПРС).
Обсудить на Zakon.ru
by