Опубликовано: Эж-Юрист. №47. 2013
Автор: Сергей Фурлет, адвокат Оренбургской областной коллеги адвокатов.
Существует несколько форм защиты прав соотечественников за рубежом. Мы уже обсуждали самозащиту данных субъектов (Эж-Юрист. № 29 за 2013 год) и родственную защиту (Эж-Юрист. № 36 за 2013 год). На этот раз поговорим о защите прав соотечественников, проживающих в государствах СНГ, российскими адвокатами.
О праве на выбор защитника
Допустимые формы правовой защиты и субъекты ее осуществления определяются национальным законодательством каждого конкретного государства. Допуск иностранных адвокатов в качестве субъектов профессиональной юридической защиты прав граждан в уголовный процесс каждого государства регламентируется его отраслевым законодательством, а именно уголовно-процессуальным кодексом и законами об адвокатуре и адвокатской деятельности.
Провозглашение Россией всесторонней защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, и отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека в качестве одного из базовых принципов, приоритетного направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации (п. 1, 4 Концепции внешней политики РФ, утв. Президентом РФ 12.02.2013), обнажили копившиеся годами различные проблемы наших соотечественников, проживающих в Ближнем и Дальнем зарубежье.
Для соотечественников, проживающих в государствах СНГ, такой проблемой является ограничение их права на собственный выбор защитника при осуществлении правовой защиты от предъявленных обвинений.
Указанное право каждого закреплено в п. «d» ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966.
Согласно п. 1 Основных положений о роли адвокатов, принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года в Нью-Йорке, любой человек вправе обратиться за помощью адвоката по своему выбору для подтверждения своих прав и защиты на всех стадиях уголовной процедуры.
Аналогичная норма закреплена в п. 1 Основных положений о роли юристов (ООН), принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 года в г. Гаване.
Резолюция Комиссии ООН по правам человека о целостности судебной системы, принятая на 58-й сессии в апреле 2002 года, настоятельно призвала все государства гарантировать, чтобы все лица, дела которых переданы на рассмотрение судов имели право быть судимыми в их присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного ими самими защитника.
Указанное ограничение прав граждан, включая российских соотечественников, стало возможным из-за того, что государства СНГ никак не могут договориться о взаимном признании единого статуса адвокатов, и по этой причине иностранные адвокаты не признаются полноправными участниками законодательства государств СНГ.
Несмотря на то что п. 4 ст. 99 Модельного УПК СНГ, принятого 17.02.1996 Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ в г. Санкт-Петербурге, носящего статус рекомендательного законодательного акта, признает иностранного адвоката полноценным субъектом защиты в уголовном судопроизводстве, во многих национальных законодательствах стран СНГ он таковым за прошедшие 17 лет так и не стал.
УПК Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, а также законы об адвокатуре и адвокатской деятельности этих государств вообще не содержат никаких упоминаний о таком субъекте правовой защиты.
В УПК Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии и Украины и законах об адвокатуре и адвокатской деятельности этих стран содержатся нормы, допускающие участие иностранного адвоката в уголовных процессах этих государств, однако этот допуск обусловлен такими дополнительными условиями, которые сильно затрудняют или делают это участие почти невозможным.
Адвокаты-иностранцы в странах СНГ…
В соответствии с ч. I ст. 26 Закона Азербайджанской Республики (далее – АР) «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» оказание юридической помощи адвокатами-иностранцами на территории страны ограничено исключительно предоставлением консультаций и заключений по применению законов государства, уроженцем которого является иностранец, или международных юридических норм.
Других полномочий у иностранного адвоката в Азербайджане нет.
Статья 2 Закона Республики Армения (далее – РА) «Об адвокатской деятельности» указывает на то, что иностранные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность в стране в общем порядке, установленном законом, если иное не предусмотрено международными договорами РА, то есть вторично сдают там квалификационные экзамены, получают свидетельство, бессрочную лицензию на адвокатскую деятельность, специальную лицензию на 5 лет, уплачивают государственную пошлину, регистрируют ее в Кассационном Суде РА и т. д.
На основании п. 3 ст. 1 Договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенного Республикой Беларусь (далее – РБ) с Литовской Республикой 20.10.1992 и ратифицированного Постановлением Верховного Совета РБ от 03.02.1993 № 2158 – XII, литовские адвокаты имеют право свободно и беспрепятственно осуществлять на территории Белоруссии защиту по уголовным делам и оказывать правовую помощь по всем иным производствам.
Поскольку между Россией и Белоруссией, являющихся участниками СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого Союзного государства такой договор не заключен, российские адвокаты не могут защищать права своих соотечественников, проживающих в РБ.
По такой же причине российские соотечественники, проживающие в Республике Казахстане (РК), не могут рассчитывать на юридическую помощь российских адвокатов, потому что согласно ч. 2 ст. 70 УПК РК иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве защитников, если это предусмотрено международным договором с соответствующим государством на взаимной основе в порядке, определяемом законодательством.
Пункт 6 нормативного Постановления Верховного суда РК от 06.12.2002 № 26 «О практике применения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего права на защиту», которое на основании ст. 4 Конституции РК является действующим в стране законодательством, установил для иностранных адвокатов перечень документов, которые они обязаны предъявлять для подтверждения своих полномочий на осуществление защиты по уголовным делам, а именно: удостоверение личности, документ, подтверждающий статус адвоката, и соглашение об оказании юридической помощи подозреваемому, обвиняемому, подсудимому и осужденному.
В Молдавии российский адвокат имеет право участвовать в качестве защитника в уголовном судопроизводстве только в присутствии местного адвоката (п. 3 ч. 2 ст. 67 УПК Республики Молдова (далее – РМ).
Кроме того, согласно ст. 6 Закона Парламента РМ «Об адвокатуре» от 19.07.2002 № 1260 (в ред. Закона от 19.10.2012 № 219) деятельность на территории страны адвоката другого государства может осуществляться при подтверждении своего статуса адвоката в стране происхождения, внесенного в специальный реестр, который ведет Совет Союза адвокатов РМ.
Часть 3 вышеуказанного Закона дозволяет иностранным адвокатам в случаях, когда того требуют интересы клиента, а также по просьбе клиента оказывать помощь молдавскому адвокату.
Реестр адвокатов из других государств, имеющих право осуществлять адвокатскую деятельность на территории РМ, публикуется на официальной странице Союза адвокатов в Интернете.
…на Украине
В соответствии с ч. 2 ст. 45 УПК Украины защитником не может быть адвокат, сведения о котором не внесены в Единый реестр адвокатов Украины или относительно которого в этом реестре содержатся сведения о прекращении или приостановке права на занятие адвокатской деятельностью.
Согласно п. 4 ст. 4 Закона Украины от 05.04.2012 № 5076 – VI «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» иностранные адвокаты осуществляют свою деятельность на Украине на условиях, установленных вышеуказанным Законом, если иное не предусмотрено международным договором, согласие на обязательность которого представила Верховная Рада Украины.
Условия допуска иностранного адвоката к осуществлению своей деятельности в Украине являются следующими:
1. Он должен обратиться с заявлением о его включении в Единый реестр адвокатов Украины в квалификационно-дисциплинарную комиссию адвокатуры по месту своего жительства или пребывания, к которому необходимо приложить документы, подтверждающие его право на занятие адвокатской деятельностью, перечень которых утвержден Советом адвокатов Украины.
2. Квалификационная палата квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры должна рассмотреть заявление в течение 10 дней со дня их поступления и при отсутствии оснований к отказу должна принять решение о включении адвоката в реестр, о чем письменно уведомить его и соответствующий совет адвокатов региона в течение 3 дней с даты принятия решения. Основания отказа могут быть следующими:
– наличие решения вышеуказанной комиссии об исключении адвоката из Единого реестра адвокатов Украины – в течение 2 лет со дня принятия такого решения;
– наличие решения этой комиссии о прекращении права на занятие адвокатской деятельностью как адвоката Украины – в течение 2 лет со дня принятия такого решения;
– непредставление иностранным адвокатом документов, утвержденных Советом адвокатов Украины, или их несоответствие установленным требованиям.
3. Решение об отказе во включении в Единый реестр адвокатов Украины в течение 3 дней со дня принятия направляется иностранному адвокату и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня его получения в Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры или в суде.
4. При осуществлении адвокатской деятельности на иностранного адвоката распространяются профессиональные права и обязанности адвоката Украины, гарантии адвокатской деятельности и организационные формы ее осуществления (ч. 6 ст. 59 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).
К адвокатам иностранного государства, включенным в Единый реестр адвокатов Украины, могут быть применены дисциплинарные взыскания исключительно в виде предупреждения или исключения из вышеуказанного реестра.
Адвокат иностранного государства имеет право обращаться за защитой своих профессиональных прав и принимать участие в учебно-методических мероприятиях, проводимых всеми органами адвокатского самоуправления.
Несмотря на наличие в национальных законодательствах Азербайджана, Армении, Белоруссии и Казахстана норм, предоставляющих возможности хоть какого-то участия иностранных адвокатов в их юрисдикциях, российские адвокаты лишены права на непосредственное осуществление защиты прав, свобод и законных интересов наших соотечественников, ставших участниками уголовных процессов в этих государствах по причине отсутствия заключенных этими государствами с Россией соответствующих двухсторонних договоров.
Только на Украине и в Молдавии российские адвокаты имеют теоретические и весьма затруднительные возможности осуществления непосредственной защиты в уголовных судопроизводствах прав проживающих там российских соотечественников.
Особое удивление вызывает отсутствие таких заключенных договоров между государствами Таможенного союза, созданного в рамках интеграционных процессов ЕврАзЭС (России, Белоруссии и Казахстана).
Одобренные 23.09.2011 на 18-м заседании Совета министров юстиции государств – членов ЕврАзЭС Основы сотрудничества адвокатов государств – членов Евразийского экономического Сообщества и Основные принципы деятельности адвокатов носят преимущественно декларативный характер и никаких практических проблем не решают.
Сохраняющаяся неразрешимость вопроса о взаимном признании единого адвокатского статуса в странах Таможенного союза, Союзного государства России и Белоруссии, ЕврАзЭС и СНГ значительно сужает возможность всесторонней защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих в государствах – участниках этих Союзов, Сообщества и Содружества.
Реальные возможности участия в защите
В настоящее время российские адвокаты могут оказывать своим соотечественникам, проживающим в странах СНГ, необходимую юридическую помощь в уголовных процессах государств их проживания в нижеследующих объемах и режимах:
1. На Украине – непосредственно и лично, если получится добиться включения в Единый реестр адвокатов Украины, а если нет, то только через украинского или иного иностранного адвоката, включенного в этот реестр.
2. В Молдавии – непосредственно, но при обязательном присутствии местного адвоката, если удастся добиться включения в специальный реестр, который ведется Советом Союза адвокатов Республики Молдова.
3. В Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане – опосредованно через близкого родственника, (супруга), члена семьи, который признан защитником привлекаемого к уголовной ответственности соотечественника на законных основаниях наряду с местным адвокатом этих стран. В этих странах российский адвокат может опосредованно работать совместно с двумя субъекта защиты – местным адвокатом и близким родственником соотечественника, признанным по уголовному делу защитником, помимо местного адвоката.
При этом необходимо помнить о том, что в Белоруссии и Киргизии близкие родственники допускаются в уголовный процесс в качестве защитников только на стадии судебного рассмотрения уголовного дела и не могут участвовать в качестве таковых при дознании и предварительном следствии.
4. В Казахстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане российские адвокаты могут оказывать юридическую помощь соотечественникам через представителей общественных объединений российских соотечественников, которые по закону могут быть признаны общественными защитниками по уголовным делам членов этих объединений. Такая законодательно разрешенная в этих государствах форма защиты прав человека (российского соотечественника) должна быть максимально использована в практике правозащитной деятельности действующих там общественных объединений российских соотечественников.
5. В Азербайджане и Армении российский адвокат имеет возможность оказания правовой помощи соотечественникам только совместно с местными адвокатами, так как в этих государствах только они сегодня являются единственными субъектами процессуальной защиты по уголовным делам. Отсутствие соответствующего договора России с данными государствами СНГ не позволяет адвокатам РФ быть допущенными в их уголовные процессы в качестве полноправных процессуальных участников.
Оказание правовой помощи соотечественникам может осуществляться как дистанционно (с помощью электронных каналов связи), так и с выездом в страну проживания нашего соотечественника, нуждающегося в юридической защите своих прав, свобод и законных интересов.