Опубликовано: Эж-Юрист. №36. 2014
Автор: Сергей Фурлет, адвокат Оренбургской областной коллеги адвокатов.
Юридическая защита прав наших соотечественников, проживающих за рубежом, может осуществляться в разных формах. Некоторые из этих форм были освещены в газете «эж-ЮРИСТ» в 2013 году: самозащита (№ 29), родственная защита (№ 36) и адвокатская защита (№ 47). На этот раз поговорим об общественной защите наших соотечественников в национальных учреждениях по правам человека стран СНГ.
Один из высших приоритетов нацбезопасности
В последние годы Российская Федерация предприняла значительные действия по поддержке и защите прав российских соотечественников, проживающих за рубежом.
Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека, провозглашены одним из высших приоритетов национальной безопасности и одним из главных внешнеполитических усилий РФ (п. 1, 4 Концепции внешней политики РФ, утв. Президентом РФ 12.02.2013 № 303-18-02-2013).
Согласно утвержденной Распоряжением от 20.03.2013 № 386-р государственной программы РФ «Внешнеполитическая деятельность» в рамках Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, планируется осуществлять мониторинг правового положения соотечественников в государствах их постоянного проживания, защиту их прав, свобод и законных интересов в государствах их проживания и в международных судебных инстанциях, а также оказание организационного, информационного, методического, правового и другого содействия их общественным объединениям, действующим за рубежом, в деле отстаивания прав и законных интересов членов этих объединений, содействие деятельности неправительственных организаций в сфере защиты прав соотечественников.
Масштабность целей и задач требует максимального и эффективного использования всех имеющихся ресурсов, средств, инструментов, способов, приемов и форм, направленных на их выполнение.
Значительную часть намеченных задач могут осуществить общественные объединения российских соотечественников, действующие за рубежом и прежде всего в государствах СНГ, которые являются важными субъектами общественной защиты прав и свобод соотечественников в странах их постоянного проживания.
Как форма правозащитной деятельности общественная защита является третьей, после самозащиты и родственной защиты, широко распространенной и наиболее эффективной формой юридической защиты прав и свобод человека, разрешенной к использованию национальными законодательствами многих стран мира и полностью поддерживаемой Организацией Объединенных Наций.
Ценность объединений российских соотечественников, действующих в зарубежных странах, состоит в том, что уголовно-процессуальным кодексами многих государств СНГ они признаются полноправными участниками и процессуальными субъектами, имеющими права на осуществление представительства интересов и защиту прав и законных интересов членов своих объединений, что нужно эффективно использовать в практической правовой помощи нашим соотечественникам, проживающим в этих государствах.
Право на представительство интересов
Представители общественных объединений наших соотечественников не могут осуществлять функции по представительству интересов и защите прав членов этих объединений только в одной стране СНГ – на Украине, УПК которой наделяет такими полномочиями только адвокатов. В других странах они обладают такими полномочиями, при том что их допуск в уголовный процесс в качестве представителей и/или защитников по-разному закреплен в каждом государстве.
Представители общественных объединений наших соотечественников допускаются в уголовный процесс в качестве представителей членов этих объединений, ставших потерпевшими, гражданскими истцами и ответчиками в следующих странах СНГ:
– Азербайджанской Республике (АР);
– Республике Армения (РА);
– Республике Беларусь (РБ);
– Республике Казахстан (РК);
– Кыргызской Республике (КР);
– Республике Молдова (РМ);
– Республике Таджикистан (РТ);
– Туркменистане;
– Республике Узбекистан (РУз).
По способу закрепления в УПК этих государств права на их допуск в процесс в качестве таковых государства СНГ условно подразделяются на две группы:
1. Государства, в УПК которых право на допуск прямо закреплено за общественными объединениями (РБ, Туркменистан, РУз).
Согласно п. 28 ст. 6 УПК РБ представителями потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика могут быть признаны близкие родственники, члены семьи, адвокаты, представители профсоюзных и иных общественных объединений, а также иные лица, допущенные к участию в уголовном деле с разрешения органа, ведущего уголовный процесс.
Дополнительно эта норма УПК РБ закреплена в ст. 62 Конституции РБ, гарантирующей право на юридическую помощь для осуществления защиты своих прав и свобод, в том числе в любой момент путем обращения к адвокату и другим своим представителям.
Статья 20 Закона РБ от 04.10.1994 № 3254-XII «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 08.11.2011 № 309-3) прямо наделяет общественные объединения полномочием защищать права и законные интересы, а также представляемые законные интересы своих членов в госорганах и иных организациях.
Статья 21 Закона Туркменистана от 21.10.2003 «Об общественных объединениях» наделяет общественные объединения правом представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников, а ст. 89 УПК Туркменистана – правом быть допущенными в дело как представителей потерпевших, гражданских истцов и/или ответчиков по постановлению или определению дознавателя, следователя и суда.
Статья 15 Закона РУз «Об общественных организациях в РУз» (в ред. Закона № 714-II от 03.12.2004) предоставляет общественным объединениям право представлять и защищать законные интересы участников своих объединений в государственных и общественных органах.
Согласно ст. 21 УПК РУз, представители общественных объединений и коллективов вправе участвовать в производстве по уголовным делам в качестве общественных обвинителей и общественных защитников.
Статья 40 УПК РУз наделяет общественные объединения широкими полномочиями, а именно:
а) обращаться в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд с сообщением о совершенном или подготавливаемом преступлении;
б) заявлять ходатайства:
– об избрании в отношении обвиняемого или подсудимого в качестве меры пресечения поручительства общественного объединения или коллектива;
– об условно-досрочном освобождении осужденного от наказания или о замене наказания более мягким;
– об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы;
– о снятии судимости и по другим вопросам в случаях и порядке, предусмотренных УПК РУз.
В соответствии со ст. 42 УПК РУз общественные объединения могут направить для участия в судебном разбирательстве своих представителей на основании решения собрания членов объединения, которое должно быть представлено в суде.
Общественные объединения имеют право в любой момент отозвать направленного им общественного обвинителя и заменить его другим представителем.
2. Государства, в УПК которых право на допуск в уголовный процесс предоставлено общественным объединениям как иным правомочным лицам (АР, РА, РК, КР, РМ и РТ).
Правовыми основаниями такого допуска являются следующие нормы национального законодательства этих государств:
а) ст. 7, 102, 105 УПК АР, в соответствии с которыми представителем потерпевшего, гражданского истца и ответчика является лицо, обладающее нотариально удостоверенной доверенностью на представление их интересов в уголовном процессе;
б) ст. 78 УПК РА и ч. 1 ст. 15 Закона РА «Об общественных организациях» (в ред. Закона от 19.03.2012), в соответствии с которыми представителями потерпевших, гражданских истцов и ответчиков могут быть адвокаты и иные лица, имеющие доверенность, выданную ему соответствующим участником процесса, на основании которой общественные организации имеют право представлять и защищать права и законные интересы членов своих организаций в других организациях, суде, органах государственного управления и местного самоуправления;
в) ст. 7, 80, 81 УПК РК, согласно которым представителями являются лица, уполномоченные представлять законные интересы потерпевшего, истца и ответчика в силу закона или соглашения, допущенные к участию в деле постановлением органа, ведущего уголовный процесс;
г) ст. 19 Закона РК от 31.05.1996 № 3-1 «Об общественных объединениях» (с изменениями от 12.01.2012), на основании которой общественные объединения могут представлять и защищать права и законные интересы членов этих объединений в судах, государственных органах, а также в других общественных объединениях;
д) ст. 5, ч. 1 ст. 54, ч. 1 ст. 57 УПК КР, согласно которым представители – это лица, уполномоченные представлять законные интересы потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в силу закона или соглашения, которыми наряду с адвокатами и близкими родственниками могут быть иные правомочные лица;
е) п. 2 ст. 4 Конституции КР, в силу которого политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения могут создаваться гражданами на основе свободного волеизъявления и общности интересов для реализации и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, трудовых, культурных и иных интересов;
ё) п. 38 ст. 6, ч. 2 ст. 79 УПК РМ, в соответствии с которыми в качестве представителей пострадавшего, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика в уголовном судопроизводстве наряду с адвокатами могут участвовать другие лица, наделенные такими полномочиями по доверенности соответствующим участникам процесса;
ж) ч. 1 ст. 2, п. «d» ст. 24 Закона РМ от 17.05.1996 № 837-XII «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 11.07.2012 № 178), в соответствии с которыми целями создания общественных объединений являются реализация и защита гражданских, экономических, социальных, культурных и иных законных прав и свобод граждан, а общественные объединения имеют право представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах и организациях;
з) ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 55 УПК РТ, согласно которым представителями потерпевшего, гражданского истца, частного обвинителя и гражданского ответчика наряду с близкими родственниками признаются иные лица, правомочные в силу закона представлять вышеуказанных лиц и допущенные к участию в деле постановлением дознавателя, следователя, прокурора, определением суда, судьи;
и) п. 1 ст. 24 Закона РТ от 12.05.2007 № 258 «Об общественных объединениях» (в ред. Закона от 19.03.2013 № 962), предоставляющий общественным объединениям Таджикистана право представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в государственных органах, организациях, общественных объединениях и судах.
Таким образом, получается, что общественные организации и объединения российских соотечественников, действующие в государствах СНГ, за исключением Украины, имеют все необходимые и разрешенные национальными законодательствами права непосредственно представлять в правоохранительных органах и судебных инстанциях законных интересов наших соотечественников, которые могут быть признаны пострадавшими, потерпевшими, гражданскими истцами и гражданскими ответчиками по уголовным делам.
Право на осуществление защиты
В некоторых странах СНГ общественные объединения, включая объединения российских соотечественников, наделены процессуальными правами осуществлять функции защитников привлекаемых к уголовной ответственности членов этих объединений.
Такое право за ними закреплено в УПК РК, КР, Туркменистана и РУз.
Так, согласно ч. 2 ст. 70 УПК РК в качестве защитника выступает адвокат, а при его участии в уголовном процессе помимо него защиту подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, оправданного может осуществлять его супруг (супруга) или близкий родственник, представители профсоюзных и других общественных объединений по делам членов этих объединений. По конкретным уголовным делам все категории защитников могут защищать позиции подозреваемого, обвиняемого одновременно.
В соответствии с п. 6 Нормативного постановления Верховного суда РК от 06.12.2002 № 26 «О практике применения уголовно-процессуального законодательства, регулирующего право на защиту» обязательным условием допуска в качестве защитника представителей профсоюзов и других общественных объединений является членство подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного в этих объединениях, что должно быть подтверждено соответствующими документами. Обращение лица, привлеченного к уголовной ответственности, к общественным объединениям, членом которых он не является, не может быть основанием принятия ими на себя функций защиты, а следовательно, и их допуска в уголовный процесс.
На основании ст. 5 УПК КР в качестве общественных защитников допускаются представители юридических лиц, политических партий, профсоюзов, правозащитных и других общественных объединений, а это означает, что данные представители в качестве таковых могут быть допущены в уголовный процесс только на стадии судебного рассмотрения уголовного дела.
Для общественных объединений российских соотечественников, действующих в Туркменистане, правовым основанием допуска их представителей в уголовный процесс в качестве защитников является норма, содержащая в ч. 2 ст. 81 УПК Туркменистана.
Общественные объединения наших соотечественников, проживающих в РУз, могут защищать права своих членов, привлекаемых к уголовной ответственности, на основании права, предоставленного им ст. 21 УПК РУз.
Кроме того, ст. 42 УПК РУз предоставляет эти объединениям право направлять для участия в судебном разбирательстве уголовного дела своих представителей в качестве общественных защитников, которые для этого должны быть выдвинуты собранием членов объединения с обязательным представлением в суде решения данного собрания. Данная статья также закрепляет за общественными объединениями право отзывать и заменять общественных защитников.
Часть 1 ст. 44 УПК РУз предоставляет общественному защитнику следующие права:
– знакомиться с материалами уголовного дела;
– представлять доказательства и участвовать в их исследовании;
– заявлять ходатайства;
– выступать в прениях сторон с изложением суду мнения об обстоятельствах, оправдывающих подсудимого или смягчающих его ответственность.
Часть 2 этой указанной статьи закрепила за общественным защитником следующие обязанности:
– принимать участие в судебном разбирательстве дела;
– излагать суду мнение общественного объединения;
– содействовать выяснению обстоятельств дела, облегчающих положение подсудимого.
Если общественные объединения российских соотечественников, действующие в странах СНГ, начнут практически использовать имеющиеся у них вышеуказанные права, то это обязательно положительно скажется на общем состоянии соблюдения прав, свобод и законных интересов наших соотечественников, проживающих в странах СНГ.
Полагаем, что оказываемая РФ помощь общественными объединениям российских соотечественников, действующих в государствах СНГ, должна быть направлена не только на развитие их культурно-массового потенциала, но и на формирование у них мотивации к реальным практическим действиям, направленным на осуществление юридической защиты прав, свобод и законных интересов наших соотечественников, в соответствии с условиями, предоставленными для этого внутренним национальным законодательством стран СНГ, с тем, чтобы они перестали быть только культурно-массовыми общественными объединениями.
by