Защита соотечественников в странах СНГ

Опубликовано: Эж-Юрист. №35. 2014
АвторСергей Фурлет, адвокат Оренбургской областной коллеги адвокатов.

Юридическая защита прав наших соотечественников, проживающих за рубежом, может осуществляться в разных формах. Некоторые из этих форм были освещены в газете «эж-ЮРИСТ» в 2013 году: самозащита (№ 29), родственная защита (№ 36) и адвокатская защита (№ 47). На этот раз поговорим о защите соотечественников в национальных учреждениях по правам человека стран СНГ.

Национальные учреждения и омбудсмены стран СНГ

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 48/134 20.12.1993 были приняты Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека («Парижские принципы»).

Пункт 1 Принципов возлагает на национальное учреждение задачу поощрять и защищать права человека, а в п. 3 поименованы все полномочия этого учреждения.

Национальное учреждение – орган, созданный правительством на основании закона или Конституции для поощрения и защиты прав человека.

Поощрение – спектр деятельности национального учреждения, универсальными факторами эффективной деятельности которого являются независимость, доступность, оперативность, сотрудничество, отчетность.

Должность парламентского омбудсмена (от швед. ombudsmen – представитель) была впервые учреждена Конституцией Швеции в 1809 году.

В странах СНГ омбудсмены имеют следующие официальные названия должностей:

– Уполномоченный по правам человека – в Азербайджанской Республике (АР), Республике Казахстан (РК), Республике Таджикистан (РТ), Республике Узбекистан (РУз) и на Украине;

– Защитник по правам человека – в Республике Армения (РА);

– Омбудсмен (Акыйкатчы) – в Кыргызской Республике (КР);

– Парламентский адвокат – в Республике Молдова (РМ).

В Беларуси и Туркменистане такие должности не учреждались.

Главная функция омбудсмена – отслеживание соблюдения законности действий госадминистрации в отношении отдельных физических лиц (граждан, иностранцев, лиц без гражданства, представителей национальных меньшинств), которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны госорганов и их должностных лиц.

В АР и РК омбудсмены имеют усеченные полномочия в отношении некоторых категорий государственных должностных лиц.

Согласно ст. 1 Конституционного закона АР от 28.12.2001 № 246-II КГ «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмене)» проверка деятельности президента, депутатов Милли Меджлиса и судей не входит в его компетенцию.

Согласно п. 18 Положения об Уполномоченном по правам человека, утв. Указом президента РК от 19.09.2002 № 947, Уполномоченный не рассматривает жалобы на действия и решения президента, парламента и его депутатов, правительства, Конституционного совета, генерального прокурора, Центральной избирательной комиссии и судов.

В соответствии со ст. 8 Закона АР «О Защитнике прав человека» такой Защитник не имеет права рассматривать протесты на действия негосударственных органов, организаций и их должностных лиц.

 Порядок подачи обращения

Субъектами обращений к омбудсменам РК, РМ и РТ являются граждане этих государств, иностранцы, лица без гражданства и/или их законные представители, юридические лица – общественные и неправительственные организации (НПО).

Так, в 2011 году Уполномоченным по правам человека в РК было рассмотрено 79 обращений НПО, 64 – коллективных обращений, 5,2% – поступивших из-за рубежа.

Законы АР, РА, КР, РУз и Украины предоставляют третьим (юридическим) лицам, их представителям, включая НПО, возможность обращения к омбудсменам в интересах восстановления нарушенных прав и свобод иных лиц.

Согласно ст. 8 Конституционного закона АР «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмене)» жалобу с согласия лица, права которого нарушены, могут подавать третьи лица, в том числе НПО.

В РА к Защитнику с протестом могут обратиться юридические лица, если вследствие нарушения прав юридического лица были нарушены права и фундаментальные свободы его участников – физических лиц (акционеров, пайщиков и др.), а также его должностных лиц, либо если вследствие нарушения прав юридического лица эти лица понесли вред, либо существует возможность причинения вреда этим лицам. В целях защиты прав другого человека к Защитнику могут обратиться только представители этих лиц, а также члены семей, наследники умерших лиц (ч. 2, 3 ст. 8 Закона РА от 19.11.2003 № НО-23 «О Защитнике прав человека»).

В КР такое право предоставлено представителям граждан, иностранцев, лиц без гражданства и НПО (ст. 10 Закона от 31.07.2002 № 136 «Об Омбудсмене (Акыйкатчы) КР»).

В РУз третьи лица, в том числе негосударственные некоммерческие организации, могут подавать жалобы на нарушения прав, свобод и законных интересов конкретного человека или группы лиц только при наличии их согласия на это (ст. 10 Закона РУз «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмене)» от 27.08.2004 № 669-II).

Согласно ст. 17 Закона Украины «Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека» он принимает и рассматривает обращения граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства или лиц, которые действуют в их интересах, в соответствии с Законом Украины от 02.10.1996 № 393/96-ВР «Об обращениях граждан».

Статья 16 Закона Украины «Об обращении граждан» предоставляет право на подачу жалобы Уполномоченному по правам человека самому гражданину, уполномоченному им на это другому лицу, законному представителю несовершеннолетнего, трудовому коллективу или организации, которая осуществляет правозащитную деятельность.

Во всех государствах СНГ омбудсмены имеют право на рассмотрение фактов нарушений прав человека по собственной инициативе.

Наши соотечественники, проживающие в АР, РА, РМ, РТ, РУз, их представители, в том числе общественные объединения и НПО, вправе направить заявления, жалобы и протесты омбудсменам этих стран в течение одного года со дня совершения нарушения их прав или со дня, когда им стало известно об этом.

Статья 16 Закона Парламента РМ от 17.11.1997 № 1349-XIII «О парламентских адвокатах» запрещает парламентским адвокатам рассматривать жалобы, порядок рассмотрения которых предусмотрен УПК, ГК, ТК и законодательством об административных правонарушениях.

Омбудсмены КР и Украины при наличии исключительных обстоятельств вправе продлить годовой срок подачи жалобы, но не более чем до двух лет. В КР Омбудсмен рассматривает заявления и жалобы только в случае, если заявитель оспаривает вступившие в законную силу решения вышестоящего органа, административного органа или суда и когда заявления или жалобы касаются нарушения прав и свобод человека.

Только в РК подача жалобы Уполномоченному по правам человека не ограничена указанием срока ее подачи, связанным с фактом допущенного нарушения.

Только Омбудсмен АР вправе рассматривать анонимные жалобы при подтверждении в них обстоятельств достаточно вескими и обоснованными фактами.

Только законами АР и РА предусмотрена возможность рассмотрения омбудсменами устных обращений лиц, чьи права нарушены.

Согласно п. 9.4 Закона АР «Об Уполномоченном по правам человека (омбудсмене)» при устной подаче жалобы работник аппарата Уполномоченного вносит содержание жалобы в специальный бланк, и заявитель подписывает данный бланк.

На основании ст. 9 Закона РА «О Защитнике прав человека» содержание устных протестов должно быть запротоколировано Защитником или его рабочим аппаратом.

Омбудсмены других стран СНГ рассматривают только письменные обращения.

В каждой стране предусмотрены самостоятельные требования к содержанию обращений, направляемых омбудсмену, однако в основном они схожи и составляют следующий перечень сведений:

– Ф. И. О. заявителя;

– Ф. И. О. лица, чьи права человека нарушены;

– адрес заявителя;

– адрес лица, чьи права нарушены;

– номер телефона, электронный адрес заявителя;

– существо решения или действий (бездействия), нарушивших права человека, со ссылками на конкретные нормы внутреннего законодательства лица, чьи права нарушены;

– наименования органов госвласти, местного самоуправления, должности, фамилии и инициалы их должностных лиц, нарушивших права человека (если это известно);

– место, дата и время составления обращения;

– подпись заявителя;

– дата и время передачи заявления, жалобы, протеста в аппарат омбудсмена.

Если у заявителя имеются решения органов госвласти, правоохранительных органов или судебных инстанций, копии их необходимо приложить к обращению, указав их наименования, даты вынесения и количество листов, на которых они размещены.

Порядок рассмотрения обращений

По принятым обращениям омбудсмены обязаны принять одно из следующих решений:

– в АР – принять жалобу к рассмотрению; отказать в принятии ее к рассмотрению и направить в течение 10 дней заявителю обоснованный письменный ответ;

– в РА – принять протест к рассмотрению; о представлении заявителю возможностей защиты его прав и свобод; о передаче протеста по согласованию с заявителем протеста в органы госвласти или их должностным лицам, к компетенции которых отнесено разрешение протеста по существу; о нерассмотрении протеста и в срок не позднее 30 дней со дня получения протеста направить копию принятого решения;

– в РК – разъяснить способы и средства, которые заявитель вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать обращение в надлежащие органы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

– в КР – зарегистрировать полученную жалобу и выдать расписку в ее получении; принять решение о ее рассмотрении, принять решение о ее отклонении;

– в РМ – принять заявление к рассмотрению, отклонить его и разъяснить заявителю процедуру, которую он вправе использовать для защиты своих прав; передать заявление в надлежащие органы для рассмотрения в соответствии с законом о подаче петиций, в течение 10 дней известить о принятом решении;

– в РТ – принять жалобу к рассмотрению, разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу органу госвласти, местного самоуправления или должностному лицу, компетентному их рассматривать; отказать в принятии к рассмотрению жалобы;

– в РУз – рассмотреть жалобу; указать на средства и формы защиты, которые могут быть использованы заявителем: передать ее организации или должностному лицу, компетентным разрешать ее по существу; ознакомить заявителя с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы; отказать в рассмотрении жалобы с обязательным указанием мотивов отказа, принять иные меры, не противоречащие законодательству;

– на Украине – открыть производство по делу о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснить меры, которые должно принять лицо, подавшее обращение к Уполномоченному; направить обращение по принадлежности в орган, к компетенции которого относится рассмотрение дела, и контролировать рассмотрение этого обращения; отказать в рассмотрении обращения.

Основаниями отказа в принятии обращения к рассмотрению являются следующие:

– пропущенный срок подачи обращения;

– обращение не входит в компетенцию омбудсмена;

– при наличии связанного с жалобой судебного производства;

– при отсутствии в повторно направленном обращении новых сведений, фактов и доказательств.

При рассмотрении обращений омбудсмены стран СНГ вправе:

– беспрепятственно посещать все центральные и местные органы госвласти, присутствовать на их заседаниях или заседаниях их коллегиальных органов;

– беспрепятственно посещать учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности, правоохранительные и контрольно-надзорные органы, воинские части, места содержания под стражей, центры размещения мигрантов, временные изоляторы, медицинские учреждения, специальные школы для несовершеннолетних и прочие места и заведения;

– запрашивать и получать от органов власти необходимые сведения, документы и материалы, необходимые для проверки обращения;

– получать объяснения должностных лиц всех уровней власти по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проведения проверки;

– поручать госучреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим рассмотрению;

– неограниченно встречаться и беседовать лично, без свидетелей, а при необходимости – через переводчика, с лицами, содержащимися под стражей, осужденными, задержанными и другими лицами, которые согласны предоставить необходимую информацию;

– знакомиться с материалами уголовных, гражданских дел, делами об административных правонарушениях, материалами об отказе в возбуждении уголовных дел;

– обращаться в суд с заявлениями о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по уважительным причинам не могут этого делать сами, а также принимать участие в судебных заседаниях;

– инициировать привлечение должностных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности и осуществлять иные представленные законом полномочия.

Запросы омбудсменов должны быть исполнены госорганами и их должностными лицами в следующие сроки с момента их получения:

– в АР и РМ – в течение 10 дней;

– в РТ – в течение 15 дней;

– в РА и КР – не позднее 30 дней;

– в РК, РУз и на Украине – законом не установлены.

По результатам рассмотрения обращений омбудсмены направляют представления и рекомендации об устранении выявленных нарушений и о восстановлении нарушенных прав человека, которые госорганами должны быть исполнены в следующие сроки со дня получения:

– в АР – в течение 10 дней;

– в РА – в течение 20 дней;

– в РК, КР, РМ, РТ, РУз и на Украине – в течение месяца.

Срок рассмотрения омбудсменами обращений установлен законодательством АР и РА и составляет 30 дней, а в других странах СНГ он не определен.

Омбудсмены АР и РА обязаны в течение пяти дней после принятия решения направить заявителю уведомление о результатах рассмотрения его обращения.

Полномочия омбудсменов государств СНГ нужно максимально использовать при юридической защите прав и свобод наших соотечественников, проживающих в этих странах.

facebooktwittergoogle_pluslinkedinmailby feather